четверг, 14 апреля 2011 г.

Меня убил кумир с сигаретой…

В трехлетнем возрасте я увидела журнал «Здоровье» с простенькой черно-белой иллюстрацией: половина лица маленькой девочки, изображенная сквозь бутылку? была старчески сморщенной. Тогда опасность вредных привычек я восприняла буквально. Напуганная до полусмерти, тыкала папе в лицо эту страничку, предупреждая: ни-ни, даже в праздник. Эпизод был настолько ярким, что мое трезвоборство стало семейной легендой. Ни в подростковом возрасте, ни в юности даже пробовать спиртное и прочие наркотики желания не было. Кстати, до сих  пор к ним равнодушна. Вот она, сила влияния СМИ!

-- Однажды в новогоднем «Голубом огоньке» показали моего кумира Юрия Визбора, -- рассказывал Геннадий Ермаков, известный якутский радиожурналист в интервью, которое оказалось предсмертным, -- и он сказал: «Журналист работает до тех пор, пока дымится сигарета». В этот момент я перестал сопротивляться и стал настоящим курильщиком…

Эту беседу десять лет назад снял на видео Петр Губочкин, один из самых активных борцов за здоровый образ жизни страны, во время своего первого визита в Якутию. Геннадий Ермаков за три года до смерти от рака легких бросил курить, посещая курсы Петра Ивановича. «Проклинаю тот день и час, когда я начал курить» -- заявил в камеру ныне покойный коллега. Ему пришлось сполна испытать все страдания, которыми обычно пугают курильщиков: невыносимые боли, изматывающее лечение, несколько операций, а в итоге – ранняя смерть. Кто знает, быть может Геннадий Семенович этим своим откровением спас чью-то жизнь? В отличие от других, уважаемых, талантливых людей, которые порой убивают своим примером…
      
-- СМИ часто пропагандируют не здоровый, а наркоманский или алкогольный образ жизни, -- считает Петр Губочкин, который собрал якутских журналистов с целью достучаться до тех, кого считает мощными ретрансляторами, распространяющими вокруг себя… Что? Зависит лично от каждого из нас.

В качестве иллюстрации представил фильм Владимира Коняева, активиста движения трезвенников, в котором показано, как скорбной чредой уходят в мир иной знаменитости – жрецы противоестественного образа жизни. Зигмунд Фрейд, Михаил Светлов, Борис Пастернак, Уолт Дисней, Ролан Быков, Леонид Гайдай, Николай Крючков, Евгений Евстигнеев, Александр Абдулов – мы вновь вспомнили этих жертв курения. Среди них и сами воротилы табачного бизнеса – основатель компании «Мальборо» и первый ковбой с ее рекламных щитов.

Рак легких и горла, эмфизема легких, инсульты и инфаркты пока не коснулись Александра Гордона, которому сигарета словно помогает думать, Михаила Боярского, что с бравадой заявляет: курил, курит и будет курить всегда и везде, там, где можно, и где нельзя… Стало быть, и при детях, и в больнице? И заядлой курильщице Алисе Фрейндлих Владимир Коняев тоже предрекает скорую страшную смерть.

Некоторые журналисты не выдержали такого кощунства: «И что теперь из-за какой-то сигареты на экране перечеркнуть все их достижения?» Они самоотверженно бились с Губочкиным за своих кумиров. Кое кто удалился, хлопнув дверью… Видно, не поняли, что никто и не пытался умалить достоинств этих известных курильщиков. Ведь Боярский в любом случае останется лучшим Д Артаньяном страны, а Гордон -- Донкихотом современного ТВ, но сигарета в их губах – опасный пример, ядовитость которого во сто крат усилена всенародным обожанием. Вот так одна лишь попытка обозначить проблему,  отделить сигарету от таланта, вызвала мощное сопротивление.

Что ж, и мы, журналисты, являемся частью этой большой наркотически зависимой системы, которой сегодня стала Россия. Ее  защищают даже те, кто страдает. Что это, зомбированность, недопонимание или стремление избавиться от ответственности? Даже непьющие люди своим лояльным отношением поддерживают, а то и создают опасную среду: в ней наше население сокращается в год на миллион. Именно эта терпимость плюс мощное алкогольно-табачное лобби и влияние наркобизнеса делают возможным исполнение завета Гитлера, прописавшего жителям СССР следующий рецепт: «Никакой гигиены, только водка и табак…» Тот же исторический персонаж заявлял: «Высший пилотаж управления заключается в том, чтобы те, кого мы убиваем, даже не догадывались об этом». Разумеется, это невозможно без помощи врачей, педагогов и нас, журналистов, которые несут в массы частичку себя. Трезвую или одурманенную?

«В Швеции я не мог ночью купить пива. Как я мучился! -- рассказывает уважаемый в Якутске доктор со страниц одной из местных газет. -- Молодцы шведы, о здоровье нации заботятся»… Вот так СМИ и закладывают противоречия: вроде бы и молодцы, но и мучители эти трезвенники. Вот и разберись неокрепшему, пить или не пить, курить или не курить. В общем, я тоже за цензуру в журналистике… Внутреннюю, разумеется, ту, что зовется личной ответственностью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий