среда, 7 сентября 2011 г.

В день по книге без отрыва от производства

«Читать нужно медленно, вдумчиво, возвращаясь к непонятным словам, проговаривая их про себя» -- этому учили в начальных классах средней школы, так я доселе и воспринимала напечатанное.  «Кукушкин»… фамилия главного героя первого проверочного текста – это единственный правильный ответ из десяти. Вот так я обнаружила, что обычное чтение неэффективно.
А ведь старалась, перечитывала строки по нескольку раз, не подозревая, что нарушаю первое правило быстрого чтения: читать без регрессий. Именно эти бессмысленные возвратные движения глаз – одна из главных причин, почему мы не можем осилить кипу документов, стопку учебников и даже интересное и познавательное чтиво. Согласно методу Олега Андреева, по которому вот уже более 35 лет люди учатся постигать информацию, скользить глазами по тексту в обратную сторону недопустимо.
-- Страницу, или хотя бы абзац, который кажется сложным? необходимо дочитать до конца. – рекомендует Павел Паздников, ведущий семинара, -- осмыслить и только после этого прочитать заново, если в этом есть необходимость.
Сложно менять привычки, укоренявшиеся десятилетиями, однако результат, обещанный в школе быстрого чтения «Шаг вперед»? казался весьма заманчивым. В десять раз увеличить скорость своего чтения – такую задачу поставила я на месяц, пока шли занятия первой ступени. Психология, астрология, история, философия, магия… круг моих интересов расширяется стремительно, с той же динамикой сокращается свободное время. А ведь есть еще документы, профессиональная литература, интересные блоги, письма друзей, наконец… Превратить жизнь в одно сплошное чтение? Или навсегда выпасть из информационного потока, отказать в себе в новых знаниях, а значит, навыках? Ни одна из этих перспектив не радовала. «Однажды я поймал себя на непреодолимом желании облить бензином кипу документов, и сжечь ее вместе с письменным столом» -- так Павел Паздников описывает эмоции, толкнувшие его к методике Андреева.
 Спокойствие и положительный настрой – залог успешного обучения. Здесь неоценима аутогенная тренировка, которую желательно осуществлять перед каждым занятием, перед сном и вообще во все важные моменты жизни. Примерно через неделю скептик во мне перестал сопротивляться фразам: «я абсолютно спокоен», «сон крепкий», «читаю быстро», согласилось и приняло это и все естество.
С зеленой точкой в середине листа с текстом было чуть сложнее. Задание созерцать ее по десять минут перед сном оказалось простым только на первый взгляд.Подобным образом мы зачастую пялимся в книгу, неспособные сконцентрироваться на тексте. Зеленая точка показала, насколько вольно гуляют мысли. Какое уж тут внимание, понимание и запоминание? Также созерцание зеленой точки позволило постепенно расширить поле зрения. Если вначале при этом упражнении для меня были различимы около трех сантиметров текста в каждую сторону, то к концу курса читабельный текст светился овалом величиной со страницу. Правда, уголки до сих пор не входят в поле зрения. Однако срок непрерывных тренировок еще не достиг трех положенных месяцев. Именно постоянные занятия являются залогом усвоения навыков быстрого чтения. Помимо зеленой точки программа предполагает и другие упражнения на концентрацию, расширение поля зрения, тренировку памяти, и собственно, чтение. Читать нужно ежедневно, как можно больше и быстрее. Хотите феноменальных результатов без усилий? Дожидайтесь, когда изобретут какой-нибудь другой метод. Хотя первыми вы о нем точно не узнаете.
Отсутствие строгой системы также препятствует быстрому чтению. Гораздо эффективнее получается  действие, у которого есть четкий и известный нам алгоритм. К примеру, человек, не знакомый с правилами авиаперелетов вряд ли справится без подсказок справочного бюро о времени регистрации, досмотре багажа приглашении на посадку. От паники он впадет в ступор, либо станет лихорадочно соваться во все двери и приставать к окружающим с вопросами. Не факт, что при таком раскладе он куда-то улетит. Примерно также ведет себя наш мозг, когда мы читаем в стандартном режиме. Однако мы сами способны подчинить этот процесс эффективному алгоритму. Согласно ему, вся полученная из текста информация автоматически укладывается в блоки: название, автор, источник, выходные данные, проблема, факты, особенности и критика, новизна. А уж в шкафу, где все разложено по полочкам гораздо проще найти нужную рубашку. Это и есть интегральный алгоритм быстрого чтения. Чтобы он прочно врезался в нашу память, ведущий предложил нарисовать его образ. Для кого-то это был комод с ящиками-блоками, кто-то изобразил в виде фигуры человека. Я использовала в качестве визуального образа свою левую руку, разместив блоки в каждом из пальцеви ладони.
Следующий алгоритм, дифференциальный, включает в себя три блока.Это ключевые слова, в тексте их в среднем половина, смысловые опорные пункты, обычно их столько же, сколько абзацев, и доминанта – основная идея, выраженная на языке собственных мыслей. Продолжая анатомическую тематику, образом данного алгоритма я выбрала человеческий глаз, где блоками являлись белок, радужная оболочка и зрачек. Итак, если интегральный алгоритм помогает извлечь из текста нужную информацию и зафиксировать ее, то дифференциальный – связать полученное с собственным опытом. Такой подход позволяет не просто механически запоминать, но и осмысленно фиксировать и использовать в последствии любые знания. Поэтому распространенное заблуждение о том, что быстрое чтение является менее осознанным, отпало само собой.
Еще один враг скорости – артикуляция. Даже если человек не проговаривает вслух, то он обычно делает это в уме (ведь так учили в школе!). При этом задействован речеслуховой нерв, который работает в сотни раз медленней зрительного. Чтобы вовлечь последний, придуман специальный ритм, который необходимо выстукивать одновременно с чтением. Разработчики программы утверждают, что из множества вариантов ритма, которые тестировались, был найден наиболее эффективный. Поэтому произвольно лучше не стучать. Так этот волшебный стук вел меня от абсолютной абркадабры, которой казался текст, до моментального сканирования страницы за считанные секунды.
Вот так я постепенно и училась быстрому чтению, пока преподаватель не поставил группу в особые условия, которые именуются методом штурма. Это прекрасный способ проверки навыков, в наличие которых зачастую даже не верят их обладатели. На чтение газетной колонки формата А3 было выделено 15 секунд… В итоге – гигантскую статью из я прочитала за две с половиной минуты. Ответы на все десять вопросов по содержанию всплыли в памяти словно сами собой. И все это за месяц тренировок. Такая скорость делает возможной систему «в день по книге без отрыва от производства и полноценной личной жизни».

2 комментария:

  1. Быстрому чтению никогда не училась. Считаю, что от книг надо получать удовольствие.

    А быстрое чтение - всё равно, что быстрая еда. Проглотил, а вкуса не почувствовал.

    ОтветитьУдалить
  2. Зря не учились. Именно поэтому, думаю, и привели эту несоответствующую действительности аналогию. Если уж и продолжать ее, то эффект от метода можно сравнить с усилением работы вкусовых рецепторов, поскольку наряду со скоростью понимание и запоминание существенно увеличиваются. Ну, а если вдруг появляется желание посмаковать, почему нет? Если человек умеет быстро бегать, это не значит, что он не способен получать удовольствие от прогулки. Но объективно бегать полезнее уметь, чем не уметь. Хороший навык при современном обилии информации и широком спектре интересов. Но его, как и массу других можно осваивать, а можно и не осваивать.

    ОтветитьУдалить